market@inec.ru
   

Консалтинг. Аудит. Оценка

Кейс: "Постановка системы финансово-экономического планирования и бюджетирования производственного предприятия"

- Корпоративный заказчик
- Техническое задание
- Описание работы
 
 бизнес-консультантов
- Результат для заказчика
- Результат для подрядчика

Описание работы бизнес-консультантов

Проект был выполнен группой экспертов, включая бизнес-консультантов и финансовых консультантов. Руководителем работ выступала Жукова Елена Павловна, так же работы проводили эксперты Цветнова Людмила Алексеевна и Иванова Надежда Владимировна. Из специалистов предприятия и консультантов была создана рабочая группа по проекту. Со стороны заказчика в подготовке технического задания, определении целей и задач проекта принимали участие руководители и специалисты планово-экономических служб, специалисты службы АСУ, специалисты основных производственных подразделений.

Сложность проекта
Сложность проекта определялась спецификой предприятия.
К числу проблем, связанных с особенностями предприятия, влияющими на сложность бизнес-решений можно отнести:

  • Масштабы предприятия - более полутора десятка подразделений
  • Многопрофильность хозяйственной деятельности: производство, строительство, инвестиционная и прочая деятельность (сторонняя отгрузка)
  • Длительность производственного цикла, монтажа и продажи объектов строительства

Специфика проекта
Специфика проекта определялась комплексным характером решения задач, множественностью источников информации.
На первой стадии проекта было проведено обследование основных подразделений предприятия, проведена диагностика текущего состояния предприятия. Обследование имело комплексный характер и осуществлялось параллельно по нескольким направлениям:

  • Диагностика существующей организационной структуры предприятия (оценка эффективности деятельности отдельных структурных подразделений предприятия); составление схем документооборота предприятия с использованием имеющейся организационной структуры
  • Анализ производственных процессов на предприятии - основные и второстепенные виды деятельности, описание производственных циклов по основным видам деятельности, специфические особенности строительно-монтажных работ
  • Анализ технологии учета производственной себестоимости и готовой продукции и полуфабрикатов
  • Диагностика финансово-экономического состояния предприятия (оценка эффективности деятельности, инвестиционной привлекательности, его финансовой устойчивости)
  • Анализ причин выявленных проблем и определение путей их преодоления
  • Анализ технологии работы бухгалтерии: рабочий план счетов, комментарии к аналитическому учёту - принципы деления на субсчета
  • Особенности учета и оплаты строительно-монтажных работ
  • Анализ инвестиционной деятельности на предприятии
  • Диагностика составляемых бюджетов, смет и планов по предприятию в целом и по его отдельным подразделениям
  • Обследования проводились посредством интервью с руководителями планово-экономических служб и экономистами основных производственных подразделений и монтажных управлений. В некоторых случаях проводились интервью с менеджерами подразделений и рядовыми работниками по конкретным вопросам с целью уточнения содержания определённых бизнес-функций.

Основные проблемы
В результате проведения диагностики предприятия были выявлены следующие основные проблемы:
Предприятие-заказчик часто выступает инвестором или привлекает долевых инвесторов для финансирования собственного строительства. Масштабы предприятия, его многопрофильность деятельности затрудняют своевременно и точно оценить затраты на строительство и спрогнозировать себестоимость объекта строительства (особенно в среднесрочной и долгосрочной перспективе), возникают проблемы при обосновании затрат при переуступке площадей инвесторам. Иногда стоимость строительно-монтажных работ занижается, что приводит к денежному дефициту, к поиску дополнительных источников финансирования строительства, которые в большинстве случаев являются платными и повышают стоимость объекта строительства.

Разработка бизнес-решений
Решение по постановке финансово-экономического планирования и бюджетирования заключались в разработке индивидуальной компьютерной модели предприятия. При разработке модели использовалась методика моделирования ИНЭК. Типовые решения были адаптированы к отраслевым и структурным особенностям предприятия-заказчика.
Разработанная модель для планирования и бюджетирования состоит из двух блоков - бюджетирования (планирования) и аналитического блока. Первый блок состоит из имитационных моделей всех подразделений предприятия, взаимоувязанных между собой, в которых автоматически с учетом описанных алгоритмов рассчитываются основные показатели производственной, строительной и прочей хозяйственной деятельности. Аналитический блок предназначен для анализа выполнения планов и бюджетов, план-фактного анализа.
Модель позволяет рассчитывать различные бюджеты предприятия в целом и отдельных его подразделений, в том числе такие бюджеты как:

  • Бюджет строительства секций в соответствии с графиком монтажа
  • Бюджет ввода жилой площади (в кв.м.)
  • Бюджет производства полуфабрикатов для строительства (включая стороннюю отгрузку) в натуральном и стоимостном выражении
  • Бюджет дохода от производства СМР (при оплате деньгами)
  • Бюджет поступлений от соинвесторов
  • Бюджет поступлений от реализации жилья структурными подразделениями
  • Бюджет затрат заводов ЖБИ и ЖБК, монтажных управлений и СУ, прочих подразделений
  • Бюджет инвестиционных затрат
  • Бюджет модернизации подразделений
  • Прочие бюджеты

Пользователь в любой момент может посмотреть алгоритм выполнения всех расчетов, при необходимости скорректировать его, дополнить модель любыми новыми табличными формами и показателями.
Для регламентации деятельности планово-экономических служб предприятия в целом и его структурных подразделений по финансово-экономическому планированию был разработан комплект нормативных документов, в частности регламент по планированию и анализу результатов деятельности, подготовлены различные аналитические формы.

Обучение персонала
Специалистам планово-экономических служб предприятия был прочитан курс лекций, где подробно было показано, как реализована технология бюджетирования (на примере их предприятия), как автоматически формируются итоговые бюджеты после ввода исходной информации.
В каждом подразделении специалистам, работающим с моделью, передано руководство пользователя, проведено индивидуальное обучение работе с моделью для планирования и бюджетирования, а так же обучение работе с аналитическими формами к ней. Сотрудникам-пользователям показано, что кроме разработки плановых бюджетов модель предприятия и их подразделения может использоваться для построения различных сценариев развития событий, т.е. показывать реакцию на изменение факторов внешней и внутренней среды.
Проведено тестирование моделей во всех подразделениях, рассчитаны первые сводные бюджеты подразделений и предприятия в целом.
После завершения стадии внедрения сотрудничество с предприятием перешло в фазу сопровождения, включающего в себя:

  • Консультирование специалистов по телефону в режиме "горячей линии"
  • Один день в неделю - посещение предприятия и консультирование экономистов и руководителей планово-экономических служб подразделений и аппарата управления предприятия по вопросам работы с моделью, обсуждение полученной расчетной информации, настаивание и модернизация аналитических форм отчетности.

версия для печати